Агрессивность у детей от 2 до 4 лет

Агрессивность у детей от 2 до 4 лет

Многие дети проходят период — между 2-я и 4-мя годами, — когда кулачный бой и кусание – это одна из  форм общения, часто единственная, для выражения того или иного своего состояния, например: Я хочу вот это, или Я сержусь. Не обладая еще даром речи и, таким образом, не умея еще иначе выразить свои желания и просьбы, они склонны прибегать к помощи кулаков или острых детских зубов.

Несмотря на то, что эта стадия развития ребенка является вариантом нормы, подобная агрессия может стать привычной. Дети, которые, подрастая, не научились подавлять свою агрессивность и общаться с окружающими при помощи устной речи, часто превращаются в настоящих драчунов. Посредством драк ребенок может добыть себе вещь, к которым он стремится, но это делает его изгоем в детской компании и другие дети будут его опасаться.

Если ваш малыш проходит именно через такой этап развития, возможно, он вскоре его минует. Чтобы ускорить наступление этого момента (и помочь защитить других малышей!), вам стоит попробовать воспользоваться советами, которые помогут вашему ребенку избавиться от агрессивных привычек.

Если вы видите, как ваш ребенок, который еще ходить не посещает школу, ударил другого, первым делом подойдите к потерпевшему. Поднимите обиженного малыша и скажите: Саша не хотел тебя обидеть. Потом обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты. Таким образом, вы лишите внимания провинившегося ребенка, перенося его на товарища по игре. Вдруг ваш ребенок замечает, что веселье завершилось и он остался один. Обычно требуется два-три повторения этого приема — и драчун осознает, что агрессивность не в его интересах.

Установите правила

С первых дней приучайте своего ребенка к тому, что нужно соблюдать определенные правила. Просто говорите: Мы никого не бьем, и нас никто не бьет. Для детей в возрасте от 4-х лет и старше требования могут быть более детальными. Можете сказать: У нас дома существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает тебе ее, просто подожди.

Станьте ангелом-хранителем

Дети, которые применяют физическое насилие, часто не могут совладать со своим характером. Например, когда игрушка, с которой ему хочется поиграть, находится у другого ребенка, несдержанный ребенок может повести себя импульсивно и отнять ее. Придется чаще напоминать ему об установленных вами правилах.

Станьте его ангелом-хранителем его вторым я. Когда уровень агрессии малыша начинает повышаться, обратите на это его внимание и предложите альтернативный метод решения проблемы. Скажите, например: В этой ситуации тебе хочется драться, но это неправильно. Лучше скажи мне, почему ты рассердился. Ты можешь сказать мне, что тебе хочется драться, но ты знаешь, что так поступать не следует.

Остерегайтесь того, кто оскорбляет

Не упускайте из виду словесную агрессию — часто это является началом чего-то более серьезного. Ребенок может словесно спровоцировать товарища по играм нанести ответный удар. Когда такое происходит, не вините того, кто нанес удар, и не обращайте внимания на ребенка, затеявшего драку. Ребенок, который начал словесную агрессию, так же должен быть наказан.

Объявите тайм-аут

Период покоя часто является наиболее эффективным методом изменить негативное поведение. Маленьких детей следует усадить на стулья на пару минут, чтобы их ничто не отвлекало, а дети более старшего возраста надо отправить по своим комнатам.

Только не делайте из этого наказания, говорит он. Просто объясните, что прибегаете к этому шагу, поскольку хотите, чтобы все пришло в порядок и чтобы все остались довольны. Скажите: Вы не можете прекратить драться, а я хочу, чтобы вы успокоились. Поэтому я и решила помочь вам. Сейчас будет объявлен перерыв на две-три минуты, до тех пор, пока вы не возьмет себя в руки.

Хвалите за старательность

Когда ребенок реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите ему: Мне нравится, как ты поступил. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить: Хорошая девочка или: Хороший мальчик. Дети зачастую не обращают на это внимания. Лучше сказать: Ты меня очень порадовал, когда поделился со своим младшим братиком, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним. Такая похвала имеет большое значение для ребенка. Она позволит ему понять, что он может произвести хорошее впечатление.

Создавайте сценарии успеха

Ребенок, который запугивает других, очень быстро начинает замечать, что физическая агрессия приносит лишь ограниченный успех. Он может отнять игрушку, которая ему понравилась, или вне очереди покачаться на качелях, но скоро выяснится, что он остался без друзей. Вполне вероятно, что он сам очень заинтересован в том, чтобы изменить свое поведение.

Следует стараться научить детей мыслить критически. Сначала поговорите с ребенком, что произойдет, если он прибегнет к силе. Если ваш ребенок на площадке для игр часто бьет других детей, вы можете сказать ему: Ты знаешь, что будет, если ты не перестанешь драться? Он может ответить: Меня накажут. Тогда вы можете сказать ему: Но ведь тебе хочется, чтобы тебя хвалили? Что бы нам сделать, чтобы твои поступки заслуживали похвалу? Дети с готовностью реагируют на это.

Как только ребенок понимает, что его ждут неприятности, вы можете дать ему возможность исправить свое поведение. Например, если ребенок проявляет агрессию на игровой площадке, вы можете напомнить ему о его желании исправиться. Убедите его вежливо попросить детей принять его в игру.

Заведите дневник, чтобы избавиться от плохого поведения

Когда малыш начинает проявлять признаки агрессивности, сочините рассказ, в котором главным героем будет сам малыш. Используя фотографии ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, его нелегко успокоить.

Разделите с ребенком его фантазии

Есть достаточно эффективный способ помочь ребенку по-другому взглянуть на свое поведение, Он заключается в том, что вы разделяете с ребенком его фантазию. Например, ребенок, который стремится к тому, чтобы вся игровая площадка принадлежала только ему, может получить ее… в мечтах. Скажите: Хорошо, в течение всей недели только одного тебя будут пускать на игровую площадку. Никто не будет кататься на качелях, кроме тебя , и все будут стоять вокруг и аплодировать.

После того как малыш поймет, что его самые далеко идущие мечты являются лишь фантазиями — и к тому же забавными, поговорите с ним серьезно. Скажите: Вот видишь, это звучит здорово, однако в на самом деле ты не можешь один играть на площадке, на ней хорошо играть вместе с другими детьми. Так что давай придумаем, как лучше поступить.

В крайнем случае прибегните к силе

Чтобы удержать ребенка от агрессивных выпадов, можно применить силу, но лишь в том случае, когда эта агрессия угрожает его жизни или жизни других. Если вам все же приходится прибегнуть к силе, подойдите к ребенку сзади и прижмите его руки. Охватите его ноги своими и держите свой подбородок вне пределов досягаемости его головы.

Применение силы у одних детей вызывает ярость, зато усмиряет других тем, что вы в состоянии справиться с ними. Только дайте понять, что вы удерживаете ребенка, стремясь успокоить его, не проявляйте агрессивности по отношению к нему, чтобы он не чувствовал, будто на него нападают.